ФЭНДОМ

Апатозавр (или Бронтозавр) - массивный завропод из Северной Америки, обитавший в юрском периоде 155-151 млн л.н

История находки

28 Apatosaurus ajax.jpg
Апатозавр известен на основе частичного скелета, (голотип YPM 1860) обнаруженного восточнее Скалистых гор в Ганнисон Каунти, штат Колорадо, США. Отниел Чарльз Марш, профессор палеонтологии Йельского университета, в 1877 году, описал его как Apatosaurus ajax - «обманчивый ящер». Скелет достигал около 15 метров в длину.

В 1879 году Отниел Чарльз Марш описал найденный образец (YPM 1980) из формации Моррисон, штат Вайоминг, как Brontosaurus excelsus - «ящер гром». По оценкам Марша скелет достигал более 20 метров в длину.
Brontosaurus reconstructed 1883 and 1891.jpg

реконструкция бронтозавра : (А) - 1883 год, (В) - 1891 год

В 1883 году Чарлз Марш опубликовал первую иллюстрированную реставрацию бронтозавра, а в 1891 году - вторую реставрацию внешнего облика этого динозавра. В 1903 году Элмер Риггс опубликовал исследование, в котором описал хорошо сохранившийся скелет (образец P25112) из долины реки Гранд Ривер в Колорадо, экземпляр находится в Филд Музее естественной истории. Риггс считал, что это тот же вид, который описал Марш в 1879 году и поскольку апатозавр было более раннее название, бронтозавра следует считать младшим синонимом апатозавра, эта тенденция сохранялась и в последующих публикациях. В 1970-х большинство музеев изменило название бронтозавр на апатозавр. Тем не менее, обширное исследование, опубликованное в 2015 году совместной англо-португальской группы пришли к выводу, что Бронтозавр является действительным родом завроподов и отличается от апатозавра. Еще один экземпляр (образец AMNH 460) был найден в штате Вайоминг в 1898 году Вальтером Грейнджером и занял все лето, чтобы извлечь его. Скелет был полон на 30-40%, не хватало хвоста и черепа и при реконструкции скелета недостающие части были доделаны Адамом Германом. Осборн указал в публикации, что череп был " в значительной степени предположительным и устанавливался на основе Morosaurus " (ныне Камаразавр).
Brontosaurus reconstruction 1905.jpg
Этот экземпляр бронтозавра является первым скелетом выставленным на публичное обозрение в 1905 году в Американском Музее естественной истории, в Нью-Йорке.

Apatosaurus skull.jpg
Apatosaurus skull 03.jpg
Apatosaurus skull 05.jpg
Первый череп апатозавра (CM 11162) был найден в 1909 году, во время экспедиции во главе с графом Дугласом в Карнеги Карьер Национального Памятника динозавров (Dinosaur National Monument), штат Юта. Череп был найден на небольшом расстоянии от скелета (образца СМ 3018), который был описан Уильямом Холландом в 1915 году как новый вид Apatosaurus louisae, названный в честь Луизы Карнеги, жены Эндрю Карнеги, который финансировал полевые исследования по поиску скелетов динозавров на американском Западе. Этот скелет является наиболее полным скелетом апатозавра и оценивается в 22 метра. Череп был очень похож на череп Диплодока. Экземпляры хранятся в Карнеги Музее естественной истории. Череп WDIS099 был обнаружен в штате Вайоминг в 1995 году и считается от А. excelsus. Он был сильно поврежден и был собран Мелисс Коннели, под руководством Боба Беккера.

Apatosaurus skull Max.jpg
В 1995 году в Хау Карьере, в Вайоминге, был найден скелет апатозавра "Max". Раскопки вели палеонтологи из Sauriermuseum под руководством Ханс-Якоба Сибера, директора музея в Aathal, Швейцария. Скелет с сочлененным черепом (SMA 00011) достигал 18 метров и является молодой особью. С 2015 года переквалифицирован в Galeamopus hayi.

Apatosaurus skull 02.png
Apatosaurus skull 01.png
В 2011 году был найден первый экземпляр черепа апатозавра, где он имел сочленение с шейными позвонками (образец CMC VP7180). Он находится в Цинциннати Музей естественной истории и науки. Еще один сохранившийся череп (образец 17096) был найден в карьере Парке Кактусов западного Колорадо и находится в Университете Бригама Янга (Brigham Young University).

Описание

Apatosaurus-size.jpg
Апатозавр достигал 21-22.8 м (69-75 футов) в длину и имел массу до 16-22 тонн[2], он обладал более массивным телосложением чем диплодок. В 2013 году в Оклахоме были найдены кости, которые были на 11-30% крупнее образца СМ 3018, что предполагает массу в 33 тонны. Как и у других завроподов, шейные позвонки были раздвоенные, они несли остистые отростки с большим изгибом в середине, в результате чего ящер обладал широкой и мощной шеей. Позвоночная формула для А. louisae состоит из 15 шейных позвонков, 10 спинных, 5 тазовых и 82 хвостовых позвонка. Длинна шеи достигала 7 метров (23 фута). Количество хвостовых позвонков может изменяться даже в пределах вида. Шейные позвонки апатозавра и бронтозавра были пустотелыми и более мощные чем у диплодока, являясь наиболее близкими к камаразавру. Большая шея была заполнена обширной системой из воздушных мешков для экономии веса. Апатозавр имел десять спинных ребер по обе стороны тела, ребра были очень длинные по сравнению с большинством других диплодоцид, придавая ему необыкновенно глубокую грудь. Апатозавр, как и его близкого родственник суперзавр, имеет высокие остистые отростки позвоночника, которые составляют более половины высоты отдельных костей его позвонков. Как и у других диплодоцид, хвост заканчивался хлыстообразной структурой на конце. Кости конечностей также были очень прочными. Бедренные кости апатозавра очень толстые, большеберцовые и малоберцовые кости отличаются от тонких костей Диплодока, но почти неотличимы от Камаразавра. Малоберцовая кость длиннее и тоньше, чем берцовые кости, задние конечности были длиннее передних. Апатозавр имел один большой коготь на каждой передней конечности, особенности которая присуща всем завроподам близким к раннему Шунозавру. Единственный ручной коготь кости (ногтевой) слегка изогнут и усечен на переднем конце. Формула фаланг 2-1-1-1-1, это означает, что конечность имеет пять пальцев, а сокровенный палец (фаланга) на передней конечности состоит из двух костей. Формула фаланг задних конечностей 3-4-5-3-2. Первые три пальца на каждой задней конечности так же имели когти.

В культуре

When Dinosaurs Roamed America Apatosaurus Herd.jpg

Стадо апатозавров в фильме "Когда по Америке бродили динозавры"

  • Стадо апатозавров показано в юрском сегменте документального фильма Discovery "Когда по Америке бродили динозавры", действие которого разворачивается 150 миллионов лет назад на территории современной Юты. Демонстрируется приспособленность динозавра к сбору пищи на обширной территории с минимальными усилиями. Утверждается, что молодняк обычно находится в центре стада. Аллозавр пытается напасть на подростка, но его отгоняют взрослые особи. Позже один из апатозавров падает и ломает ногу, после чего аллозавры набрасываются на беспомощное животное.
  • В цикле мультфильмов «Земля до начала времён» главным героем является детёныш апатозавр по имени Литтлфут.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Apatosaurus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики