ФЭНДОМ

Аномалокарис 6

Anomalocaris canadensis

Аномалокарис - род ископаемых членистоногих из класса динокарид. Обитали в морях, использовали для плавания гибкие боковые лопасти. Одни из самых крупных животных, известных из кембрийских отложений: длина тела могла достигать 60 см и даже 2 метров.Описаны из отложений Северной Америки, Китая и Австралии, датируемых возрастом 520-535 млн лет.

Описание

Аномалокарис 7

Судя по рту с зубами и наличию хватательных щупалец, аномалокарисы вели хищный образ жизни, хотя способность их челюстей разгрызать панцири трилобитов спорна. Впрочем, следы укусов аномалокарисов всё же найдены на отпечатках трилобитов.

Подобный ротовой аппарат не встречается ни у одного из современных и вымерших представителей типа членистоногих (Arthropoda), к которому аномалокариса на радостях поспешили причислить. У всех известных артропод ротовое отверстие лишено зубов, а роль челюстей выполняют видоизмененные конечности, расположенные на расстоянии от него (чего, в свою очередь, не было у аномалокариса). 

По бокам тела аномалокарис имел лопасти, напоминающие  

параподии кольчатых червей, с помощью которых активно плавал. Имелся большой, веерообразный хвост. Аномалокарис имел большую голову, на которой имелись крупные глаза диаметром 3 см.

Аномалокарис 4

Глаз аномалокариса. Кадр из фильма "Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров"

Известно, что древние аномалокарисы обладали отличным зрением, которое обеспечивала пара фасеточных глаз. Зоркость аномалокарисов обеспечена как минимум 16 тысячами гексагональных линз. Примерно столько же фасеток содержит каждый глаз современных бабочек. Наличие столь сложных глаз у аномалокариса позволяет утверждать, что фасеточное зрение начало развиваться у членистоногих много раньше, чем считалось до сих пор. Примечательно, что, вероятно, по остроте зрения древний аномалокарис превосходил многих своих современных родственников. Так, например, количество линз в глазу мухи - около 4000, а в глазу муравья - около 100.

История открытия

Аномалокарис 1-0

Отпечаток ротового придатка аномалокариса

Аномалокарис 2

Отпечаток ротовой полости аномалокариса

Останки аномалокариса длительное время не могли идентифицировать - впервые обнаружив его останки, учёные не могли понять, как выглядел их обладатель. Когда в 1892 году были найдены его длинные ротовые придатки, палеонтологи решили, что они принадлежали какому-то примитивному представителю ракообразных. А обнаруженные в 1911 году части кольцевидного рта они приняли за останки древней медузы. И только в 1980-х годах стало ясно, что ротовые придатки и пластины рта принадлежали одному и тому же животному.
Аномалокарис 5

Отпечаток аномалокариса

Окаменелости аномалокариса впервые были найдены в XIX веке в сланцах Бёрджесс в Канаде. С тех пор в разных частях света (особенно в Китае и Австралии) учёные извлекли из горных пород несколько полных окаменелостей этого удивительного животного.

Как охотился Аномалокарис?

Аномалокарис охотился вблизи дна, высматривая добычу своими огромными глазами. Приблизившись к ней, он, вероятно, подхватывал её своими придатками и отправлял в рот.
24440 38201116220

Виды

В настоящий момент выделяют от двух до четырёх видов аномалокариса:  

  •  ?Anomalocaris briggsi Nedin, 1995
  • Anomalocaris canadensis Whiteaves, 1892
  • Anomalocaris pennsylvanica Resser, 1929 (= A. canadensis?)
  • Anomalocaris saron Hou, Bergström & Ahlberg, 1995