ФЭНДОМ

Анкилозавр — панцирный динозавр из Северной Америки, обитавший в меловом периоде 68-66 млн л.н.

История находки

Ankylosaurus skull AMNH 5214
Останки этого динозавра были обнаружены в 1906 году, экспедицией Американского музея естественной истории во главе с палеонтологом Барнум Брауном, в формации Хелл-Крик, штат Монтана, США. Образец (AMNH 5895) состоял из верхней части черепа, двух зубов, части плечевого пояса, шейного, спинного и хвостовых позвонков, ребер и более тридцати остеодерм. Новый род и вид был описан Брауном в 1908 году как Ankylosaurus magniventris - «спаянный ящер». Похожие остеодермы были найдены Брауном в Вайоминге еще в 1900 году, когда он нашел первые останки тираннозавра, описанные Генри Осборном в 1905 году как Dynamosaurus. В 1910 году Браун обнаружил новый образец анкилозавра в формировании реки Ред Дир в провинции Альберта, Канада. Этот образец (AMNH 5214) включал полный череп с челюстью и единственный известный хвост с крупным клубнем на конце. В 1947 году коллекционеры ископаемых Чарльз М. Штернберг и T. Ченни нашли
Ankylosaurus skull
другой череп и нижнюю челюсть (образец NMC 8880) в километре к северу от того места, где был найден образец 1910 года. Это самый большой известный череп анкилозавра, но он плохо сохранился и был неполным. Позже было найдено множество разрозненного материала.

Описание

Aнкилозавр является самым крупным известным панцирным динозавром, достигавшим до 6.25 метров (20.5 футов) в длину, 1,5 метра (4,9 фута) в ширину и 1,7 м (5,6 футов) в тазобедренном суставе.[2] Эта длина была предложена американским палеонтологом Кеннет Карпентером и базируется на самом большом известном черепе (образец NMC 8880), который составляет 64,5 см (25,4 дюйма) в длину и 74,5 см (29,3 дюйма)в ширину. Самый маленький известный череп (образец AMNH 5214) составляет 55,5 см (21,9 дюймов) в длину и 64,5 см (25,4 дюйма) в ширину, экземпляр оценивается в 5,4 м (17,7 футов) в длину и около 1,4 м (4,6 футов) в ширину. Некоторые авторы оценивают длину тела взрослого анкилозавра от 7 м (23 футов) до 8-9 м (26.2-29.5 футов). Анкилозавр был покрыт от головы до хвоста плотной, костной броней, состоявший из отдельных пластин. Большие роговидные выступы треугольной формы защищали основание черепа. Остеодермы колебалась от 1 см (0,4 дюйма) в диаметре до 35,5 см (14,0 дюйма) в длину и были разнообразны по форме. Хвост анкилозавра был массивным и заканчивался тяжелым костным клубнем. На образце (AMNH 5214) он достигает 45 см (18 дюймов) в ширину.

Ученые полагают, что утолщение на конце хвоста сформировалось из костных узлов,изначально покрытых кожей, которые по мере роста соединялись очень плотно, так что конец хвоста был очень жестким и прочным. Движения набалдажника концентрировались контролировались специальными мышцами, распологавшиеся в основании хвоста и обычно служащими для перемещения задней конечности назад при ходьбе. При помощи этих мышц животное могло двигать хвостом из сторону в сторону.

Питание и образ жизни

Аппетит у них был отменный, о чем свидетельствует объем пищеварительных органов. Приземистое телосложение позволяло с удобством ощипывать низкорослую растительность. Мощный птицеподобный клюв анкилозавра помогал откусывать даже твердые ветви деревьев.

В том мире группы животные размеренно передвигались по каменистым равнинам в поисках зеленых оазисов, обещавших заветный отдых и водопой. Несмотря на медлительность, в моменты опасности анкилозавры действовали решительно, четко следуя выработанным природой инстинктам. Это помогало защититься даже от крупных тероподов, к примеру живших в то врем тираннозавров.

Серьезный всплеск популярности к этому ящеру наблюдался в начале эры космических технологий, после представления его искусственной модели в полном размере на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке.

Защита

Euplocephalus Albert daamm9
Анкилозавр в основном полагался на 3 вещи: маскировку, броню и булаву. Остеодермы и шипы на его панцире могли прекрасно помочь спрятатьс от хищников в опавшей листве или густой растительности. Если же спрятаться не удавалось, и хищник замечал анкилозавра, то тот вырывал своими мощными лапами ямку в земле и ложился в неё, чтобы защитить мягкое брюхо. Он размахивал хвостом из стороны в сторону, стараясь отпугнуть хищника, а если
6781fef329274dc66acc92a878dd889a
тот подходил ближе, то анкилозавр мог с огромной силой ударить по нему булавой. Такой удар мог выбить врагу несколько зубов или даже сломать ногу.
Ankylosaurus-detail-header

Анкилозавр Браун
Реконструкция по Барнауму Брауну

В мировой культуре

Анкилозавр обрёл большую популярность после создания его модели в натуральную величину для Всемирной выставки, проходившей в Нью-Йорке в 1964 году. Будучи одним из самых знаменитых динозавров анкилозавр неоднократно появлялся в мировом кино:

  • Одним из самых знаменитых японских кайдзю из фильмов о Годзилле является гигантский анкилозавр Ангирус, впервые появившемся в фильме «Годзилла снова нападает», вышедшем в 1955 году.
  • Одним из героев мультфильма «Динозавр» был детёныш анкилозавра Эрл.
  • Анкилозавр появляется в телесериале "Terra Nova".

Анкилозавр
В телесериале "Terra Nova"

Также анкилозавр часто фигурирует в свовременной литературе. Например анкилозавр встречается в книге Дэна Абнэтта «Extinction Event», являющейся спин-оффом сериала «Портал юрского периода».

Также анкилозавр появляется в игре Zoo Tycoon 2 Extinct Animals и Jurassic world:tm игра.

Анкилозавр Тикун
В игре Zoo Tycoon 2 Extinct Animals

  • В игре Jurassic World:игра
  • В игре Jurassic world:игра, мутант

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Ankylosaurus