ФЭНДОМ

Аммоноидеи — подкласс моллюсков, появившийся в девонском периоде и вымерший вместе с динозаврами. Останки найдены на всех материках. Руководящие ископаемые мезозойской эры.

Описание

Аммоноидеи - обладатели раковин, большинство из них спиралевидные. Их диаметр колеблется от 1 см до 2 м у разных видов. Из раковины высовываются голова и щупальца. Между щупальцами расположен роговой клюв, как у кальмаров и осьминогов. Мелкие аммоноидеи загоняли щупальцами еду в клюв, крупные могли ловить ими пищу - рыбу, рачков.

Раковина аммоноидей была разделена на много камер, ближайшая к устью была жилой. Длина жилой камеры варьируется от 0,5 до 2 оборотов. Большинство камер, если судить по современным наутилусам, было заполнено газом (воздушные камеры), несколько — жидкостью (гидростатические камеры). Одним из основных признаков аммоноидей является строение лопастной линии. Перегородка между камерами аммонитов имеет гофрированный край, который образует сложную линию прикрепления к раковине — лопастную. Выделяют четыре типа лопастной линии у аммоноидей.

По мнению палеонтолога Л. А. Догужаевой некоторые аммоноидеи (например Ptychoceras) могли иметь гетероморфную внутреннюю раковину.

Название означает «Рог Аммона».

Образ жизни

Аммоноидеи жили в морях и океанах, их образ жизни зависел от формы раковины[1]:

  • Гладкая уплощённая раковина. Активные пловцы.
  • Толстая ребристая раковина. Неважные, медленные пловцы. Вели придонный образ жизни
  • Гетероморфные раковины. Меняли образ жизни с возрастом.

Аммоноидеи служили пищей многим хищникам, о чём свидетельствуют следы зубов на раковинах.

Руководящие ископаемые

Аммоноидеи - самые важные руководящие ископаемые мезозоя, до них были трилобиты. Геологи всего мира могут по виду аммонита определить дату в миллионах лет.

В культуре

  • В народе аммоноидей считали то золотыми улитками, то окаменевшими по воле Бога змеями. Также считалось, что раковины излечивают от бесплодия и облысения, но сейчас выяснилось, что это не так[2].
  • BBC "Прогулки с динозаврами", 3 серия. С ними возятся молодые офтальмозавры, но, поняв, бесполезность своих намерений, детёныши отступили.
  • В сериале "Портал юрского периода" Хелен Катер тайно подкладывает живого аммонита на стол своему мужу, зовя его с собой через аномалию (1 сезон, 1 серия). После смерти Стивена Хелен в сопровождении клонов "Чистильщика" приходит на могилу Харта, где оставляет раковину аммонита (2 сезон, 6 серия).

Галерея

Источники

  1. По книге С.В. Наугольных "Я познаю мир. Палеонтология"
  2. По книге "Вымершие животные. Полная энциклопедия"