ФЭНДОМ

Аллозавр (лат. Allosaurus) — типичный крупный хищник из Северной Америки, живший в позднем юрском периоде 155–145 млн лет назад.

История находки

Первые окаменевшие позвонки были обнаружены в 1869 году Фердинандом Вандивером Хайденом в штате Колорадо и отнесены Джозефом Лейди в 1873 году к роду Antrodemus. Отниел Чарлз Марш, опираясь на новые находки Бенджамина Моджа в Гарден Парке, в 1877 году описывает новый род и вид Allosaurus fragilis - «иной ящер», видовое имя от лат. fragilis — «хрупкий». Голотип (YPM 1930) состоял из одной фаланги, нескольких костей и одного зуба. После открытия Бенджамином Моджем голотипа аллозавра, Марш решил сосредоточиться на раскопках в штате Вайоминг. В 1878–1884 гг. Отниэл Чарлз Марш и Эдвард Коуп, которые были в научной конкуренции, назвали несколько других родов на основе аналогично фрагментарного материала, к ним относятся Creosaurus и Labrosaurus Марша и Epanterias Коупа. В 1881 году аллозавр стал первым хищным динозавром, включенным Чарлзом Маршем в группу Theropoda (что означает «звериные ноги»).

В 1879 г. один из членов команды Коупа, Г. Ф. Хаббел, обнаружил новый скелет аллозавра в Комо Блаф, штат Вайоминг. После анализа материала в 1903 г., через шесть лет после смерти Коупа, он был признан одним из самых полных скелетов хищных динозавров. В 1908 г. этот экземпляр (AMNH 5753)
Allosaurus AMNH 5753
был выставлен ​​в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке под руководством профессора Генри Осборна.

В 1883–1884 гг. Маршалл П. Фелч, вернувшись к старым раскопам в Гарден Парке в Колорадо, нашел еще один, гораздо более полный образец аллозавра. Позже там были найдены останки стегозавра, камптозавра и цератозавра. Экземпляр (USNM 4734) состоял из частичного черепа и челюсти, полного набора крестцовых позвонков, нескольких ребер, таза, а также практически полных передних и задних конечностей. Другими интересными деталями в этом образце были его уникальные патологии. В дополнение к нескольким сломанным и зажившим костям, этот аллозавр имеет массивную колотую рану на левой лопатке, которая хорошо соответствует диаметру хвостового шипа стегозавра. Этот образец
Antrodemus gilmore 1920
был описан Чарлзом Гилмором в 1920 г., но был отнесен им к роду Antrodemus. Окаменелости были доставлены в Национальный музей естественной истории Смитсоновского института в 1900 г. и долго хранились в запаснике музея, образец был окончательно отреставрирован и смонтирован только в 1981 году. Кеннет Карпентер и Грегори Пол предложили в 2010 году использовать этот экземпляр как неотип для рода Allosaurus.

Allosaurus skull
Несмотря на это, Antrodemus стал общепринятым названием для этого рода на протяжении более пятидесяти лет, до тех пор, как Джеймс Мэдсен в 1976 году не опубликовал свое исследование образцов из Кливленд-Лойд, где описал множество останков под видом Allosaurus. В своей статье он провел сравнительный анализ с наиболее полным черепом DINO 2560 (UUVP 6000), известным на то время, который был обнаружен в карьере Карнеги Национального памятника динозавров в штате Юта.
Allosaurus prepare
Самые значительные находки аллозавра были сделаны в знаменитом «карьере динозавров» в Кливленд-Лойд, штат Юта. Первые раскопки в карьере начались ещё в 1927 г., но первые окаменелости из него описал Уильям Стокс только в 1945 году. Массовые раскопки на месте захоронения проходили с 1960 до 1965 года. В результате были извлечены 12 000 костей, принадлежащих 74 особям разных видов, в том числе 46 аллозаврам. Были извлечены окаменевшие останки сотен костей, принадлежащих индивидуумам всех возрастных категорий. Предполагается, что это место представляло из себя гигантское болото юрского периода, которое в процессе минерализации и окаменения сохранило в себе тысячи костей динозавров, среди которых были найдены останки трёх камаразавров, одного барозавра, четырёх стегозавров, пяти камптозавров и других более мелких животных.

Allosaurus Big Al
Allosaurus fossils skeleton
Аллозавр «Big Al» был найден в 1991 г. швейцарской командой во главе с Кирби Сибером в формации Моррисон штата Вайоминг, но, поскольку окаменелости были найдены на общественных землях Соединенных Штатов, дальнейшие раскопки, продолжавшиеся до 1993 года, велись палеонтологами из Музея Скалистых гор и геологического музея Университета штата Вайоминг. После удаления грунта и гипсовой матрицы в лаборатории Музея Скалистых гор стало очевидно, что образец сохранил 95% оригинальных костей, включая череп. По сей день этот экземпляр считается самым полным скелетом аллозавра. Исследование образца «Big Al» (MOR 693) показало, что это была молодая особь, достигавшая длины 7,5 метров (25 футов) со множеством патологий (с трещинами и сросшимися переломами на костях). История «Большого Ала» получила международное признание, как сценарий трагически болезненной жизни и ранней смерти. Этот прекрасный экземпляр был найден в 300 метрах от известного Хау Карьера, разработанного палеонтологами из Американского музея естественной истории в 1930-е годы. На протяжении многих лет сотни людей, в том числе команды из Американского музея естественной истории, проходили прямо над «Большим Алом», который был погребён в скальных отложениях. Открытие этого динозавра иллюстрирует тот факт, что значительный палеонтологический материал на территории Скалистых гор остается до сих пор необнаруженным.
Allosaurus Big Al Two
В 1996 г. команда Ганса Якоба Сибера извлекла новый скелет аллозавра в карьере Хау, Биг Хорн Каунти, штат Вайоминг. Практически полный 90% скелет (образец SMA 005/02) получил прозвище «Big Al Two». Экземпляр достигал 8 метров (26 футов) в длину, 2,3 м (7,5 футов) в высоту и весил до 1,5 тонн. Оригинальный экземпляр находится в Sauruer Мuseum, Атл, Швейцария.

В 2000 году Дана Форбес обнаружила скелет аллозавра «Ebenezer» недалеко от Массадонна, на северо-западе Колорадо. Он был извлечен в течении следующих двух лет, было обнаружено 139 костей из возможных 250, что делает этот экземпляр полным на 56%. Самым захватывающим в находке были размер и полнота черепа, в том числе 53 изогнутых, зазубренных, как сабли, зубов, до сих пор внедренных в челюсть.
Allosaurus Ebenezer
Зубы, включая корни, достигали в среднем 11 см (4,5 дюйма) в длину. Череп был полон на 97%, что делает его одним из самых полных. Из 60 обнаруженных экземпляров аллозавра только половина дюжины имеет такой полный череп. Длинна особи оценивается в 9 метров (30 футов), а вес в 2 тонны. С 2014 года смонтированный экземпляр находится в «Creation Museum».

Весной 2007 года команда из «Dinosauria International LLC» сделала удивительную находку в Дана Карьере формации Моррисон, штат Вайоминг. Были обнаружены почти полные скелеты аллозавра и стегозавра. Скелет хищника был полон примерно на 70%, но, что самое главное, череп сохранился необыкновенно хорошо в комплекте со всеми зубами, что является редким примером полного сохранения зубов в анатомическом положении. Из-за этой особенности ящер получил прозвище «Dracula». Как и других тероподов, зубы аллозавра были согнуты в обратном направлении, их края имели зазубрины с обеих сторон, как у лезвия ножа.
Allosaurus dracula skull
Allosaurus dracula fossil
Несколько сломанных зубов лежали прямо в пасти ящера, при этом на ноге стегозавра были явные следы укусов хищника, что наводит на мысли о жестокой схватке, плохо закончившейся для обоих динозавров.

Описание

18 Allosaurus
Представители типового вида Allosaurus fragilis достигали размера от 8,5–9,7 метров и весили около 2,3 тонны.[2] Аллозавр передвигался на крупных и мощных задних лапах, в то время как его передние конечности были относительно маленькими. На них имелось три крупных и загнутых когтя. Массивный череп уравновешивался длинным тяжёлым хвостом. Аллозавр был крупным двуногим хищником с большим черепом, оснащённым десятками больших острых зубов. Череп достигал длины 845 мм и обладал 14-17 зубами на каждой челюсти. С помощью особого крепления челюстных мышц мог широко раскрывать пасть. Зубы D-образной формы, зазубренные, становились короче и более изогнутыми по направлению к задней части черепа, после выпадения легко сменялись новыми. Аллозавр был самым распространенным из крупным тероподов в обширном тракте Западно-Американской окаменелой породы, известной как формация Моррисона, что составляет 70–75% образцов хищных динозавров, найденных на этой территории. Это говорит о том, что он находился на вершине экологической пищевой цепи в юрском периоде, несмотря на то, что он соседствовал с другими хищниками, такими, как цератозавр и торвозавр.

Виды и синонимы

  • Allosaurus fragilis (Marsh, 1877) - типовой вид.
  • Allosaurus europaeus (Mateus et al., 2006) - описан по неполному черепу из Португалии.
  • Allosaurus lucasi (Dalman, 2014)

Синонимы:

  • Epanterias amplexus - назван Эдвардом Коупом в 1878 году на основании нескольких позвонков из Колорадо. В 1988 году вид переименован Грегори С. Полом в Allosaurus amplexus. В 2004 году Томас Хольц, Филипп Карри и др. признали этот вид синонимом А. fragilis.
  • Creosaurus atrox - описан Маршем в 1878 году на основании костей таза и зубов из Вайоминга. В 1920 году вид переименован Гилмором в Antrodemus atrox. В 1987 году Г. Пол изменил название вида на Allosaurus atrox. В 2004 году Томас Хольц, Филипп Карри и др. признали этот вид синонимом А. fragilis.
  • Labrosaurus ferox - описан Маршем в 1884 году на основании нижней челюсти из Колорадо, а также обломка верхней челюсти из Юты. Фрагментарный скелет с разрушенным черепом из Вайоминга (YPM 1893) был описан Маршем в 1896 году как Allosaurus ferox. В 2004 году Томас Хольц, Филипп Карри и др. признали этот вид синонимом А. fragilis.
  • Antrodemus lucaris - описан Маршем в 1878 году на основании отдельных костей из Вайоминга. С 1988 года переименован в Allosaurus lucaris. В 2004 году Томас Хольц, Филипп Карри и др. признали этот вид синонимом А. fragilis.
  • Camptonotus amplus - описан Маршем в 1879 году, но в 1885 году переименован в Camptosaurus amplus, описан по ступне из Вайоминга. В 1988 году вид изменен на Allosaurus amplus. Вероятно, тот же вид, что и А. fragilis.
  • Saurophaganax maximus - описан Дэнилом Чуре в 1995 году на основании позвонков и крупной бёдерной кости задней конечности из Оклахомы. В 1998 году название вида было изменено Дэвидом К. Смитом на Allosaurus maximus. В 2004 году Томас Хольц, Филипп Карри и др. выделили Saurophaganax в самостоятельный род.
  • Allosaurus jimmadseni - описан Дэниелом Чуре в 2000 году на основании полного черепа (DINO 11541) из Национального памятника динозавров (Dinosaur National Monument), штат Юта.

В культуре

Алл

Фильм BBC "Баллада о Большом Але"

  • Аллозавр появляется в фильме 1925 года «Затерянный мир».
  • В 1999 году аллозавр участвует в сериале BBC "Прогулки с динозаврами".
  • В 2000 году вышел специальный выпуск предыдущего проекта, названный «Баллада о Большом Але». Также имеется дополнительная серия о съёмках данного фильма и об изучении аллозавров. В честь проекта на сайте BBC появилась онлайн-игра, в которой можно было почувствовать себя «Большим Алом» и помочь ему вырасти и даже спариться (чего в реальности он так и не достиг).
  • В юрском сегменте документального фильма Discovery «Когда по Америке бродили динозавры» аллозавр назван самым совершенным хищником своего времени — позднего юрского периода. Сначала он предпринимает неудачную атаку на подростка-апатозавра, затем убивает цератозавра. Когда один из апатозавров падает и не может подняться, несколько аллозавров бросаются на него и добивают.
  • В 2005 году аллозавр появился в фильме «И грянул гром».

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Allosaurus

Галерея

пр Динозавры в Jurassic Park: Operation Genesis
Крупные хищники ТираннозаврСпинозаврАллозаврАкрокантозаврКархародонтозавр
Планировавшиеся животные
Эти животные были запланированны, но не вошли в игру
АлиорамАпатозаврБариониксВуерхозаврДейнонихДиплодокИгуанодонМайазаврОрнитомимПаноплозаврТенонтозаврТесцелозаврЯнхуанозавр

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики