ФЭНДОМ

Алиорам - небольшой хищный динозавр из семейства тираннозавридов, обитавший на территории Азии в меловой период 70 млн л.н.

История находки

Alioramus altai
Окаменевшие останки небольшого хищного динозавра, состоящие из фрагментов черепа, позвонков и трех костей стопы были извлечены из монгольских отложений в начале 1970 годов, во время совместной советско-монгольской экспедиции в пустыне Гоби. В 1976 году, голотип (PIN 3141/1), был описан палеонтологом Сергеем Курзановым как Alioramus remotus - «другая ветвь». Череп достигал приблизительно 45 сантиметров (18 дюймов), был более длинный и низкий, чем у молодых тираннозаврид. Носовые кости слиты и украшены рядом из пяти костных гребней, высотой более одного сантиметра. Как и остальная часть черепа, нижняя челюсть была длинной и тонкой. Алиорам имел 76 или 78 зубов, это больше, чем у любого другого тираннозаврида. В 2001 году Джулия Кларк, член совместной команды из Американского музея естественной истории и Академии наук Монголии, обнаружила новый экземпляр с черепом (образец IGM 100/1844), который был описан Стивеном Брюсаттом и Томасом Карром
Alioramus skull 02

череп Alioramus altai

в 2009 году, как второй вид алиорама - Alioramus altai. Длина черепа достигала около 63 см.

4 сентабря 2014 года, на аукционе в США, за $250 000 пытались продать третий череп Алиорама, незаконно вывезенный из Монголии в 2006 году.
Alioramus skull 03
Он позиционировался как реплика, но экспертиза выявила 70% оригинального материала. В 2016 году он был репатриирован в Монголию.

Описание

Согласно первичному описанию Сергея Курзанова от 1976 года, алиорам достигал от 5 до 6 метров (от 16 до 20 футов) в длину. Если эти образцы являются несовершеннолетними, то взрослые алиорамы достигли бы большей длины. Захватывающие окаменелости, обнаруженные в 2001 году говорят о том, что существовало намного большее разнообразие тираннозавров, чем мы думали раньше - не все тираннозавры были мега-хищники, приспособленные для преследования и охоты на крупную добычу, некоторые из тираннозавров были маленькими и стройными. Алиорам алтайский достигал около половины длины тарбозавра того же возраста. Исследователи определили возраст образца, на момент смерти, исследуя тонкие участки кости и подсчета годичных колец. Именно тогда, появилась возможность сравнить размеры и особенности Alioramus altai, с 9-летними образцами тираннозавров, соответствующего возраста. Годичные кольца - это слои кости, образующиеся в периоды прерываний или замедления роста - часто из-за холодных сезонов - и, вероятно, отражают ежегодный этап роста. Годичные кольца обычно используются для определения возраста динозавров. В 2014 году были обнаружены останки похожего ящера Цяньчжоузавра (Qianzhousaurus). Алиорам и Qianzhousaurus входят в группу Alioramini, длинномордых динозавров, в семействе тираннозавридов.

В культуре

Галерея

Источники

  1. http://www.wikiwand.com/en/Alioramus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики