ФЭНДОМ

Акрокантозавр — гигантский горбатый хищный ящер раннего мелового периода, живший около 125-112 млн л.н. на территории Северной Америки.

История находки

Acrocanthosaurus specimen
Первые останки двух особей были обнаружены в начале 1940-х годов в районе Атоки, штат Оклахома, США. Образцы из разрозненных останков (OMNH 10146 и OMNH 10147) были описаны Джоном Уиллисом Стоваллом и Ванн Лангстоном в 1950 году как Acrocanthosaurus atokensis - «ящер с высокими шипами».

Новые останки были найдены в 1990 году, образец (SMU 74646) состоит из разрозненного скелета с обломком черепа, найденным на Ранчо Хобсон, в Паркер Каунти, штат Техас. Экземпляр был извлечен командой из Южного методистского Университета и находится в Музее науки и истории в Форт-Уорт, Техас.

Acrocanthosaurus skull

череп Acrocanthosaurus в музее естествознания Северной Каролины, США

В 1983 году Кепчис Хол и Сид Лав обнаружили более полный скелет, на его раскопки ушло три года. Он был извлечен сотрудниками Оклахомского Музея естественной истории и получил обозначение OMNH 10168. Позже, этот необработанный образец приобрел Аллен Граффхем и отдал на обработку в Институт Black Hills в Южной Дакоте. Препарация окаменелостей была завершена в 1996 году. В настоящее время этот экземпляр (NCSM 14345 по прозвищу "Fran") находится в Северной Каролине, в Музее естественных наук. Этот образец является самым крупным и включает в себя единственный известный полный череп и переднюю конечность. Скелетные элементы (NCSM 14345) имеют почти такой же размер как и на паратипе (OMNH 10147), что указывает на животное примерно такого же размера. Общая длина реконструкции скелета составляет 11,5 метра, это делает его одним из крупнейших известных хищных динозавров, сравнимым по длине с Тираннозавром, смонтированные образцы которого (BHI 3033 и MOR 555) также достигают 11,5 м.

Описание

Acrocanthosaurus-size
Акрокантозавр это огромное животное с черепом длиной около 129 см, общая длина тела доходила до 11,5 метров (38 футов) с расчетным весом от 5,5 до 7 тонн.[2] Череп сходен по форме с черепом кархародонтозавра и аллозавра - низкий, с орнаментацией на верхней поверхности. Шея мощная, прямая, морда при ходьбе была опущена примерно под углом 25° к грунту. Остистые отростки достигали 35 см в высоту образуя подобие низкого «паруса», из-за чего с середины 1960-х до 1980-х годов его относили к спинозавридам. В то же время, в отличие от паруса диметродона, остистые отростки у «парусных» динозавров, например у спинозавра и уранозавра, очень толстые. Для акрокантозавра предполагается связь высоких остистых отростков с развитием очень мощных спинных мышц, которые могли поддерживать горб, таким образом «паруса», как такового, могло и не быть. Ноги относительно короткие, передние лапы также короткие, массивные, с очень крупными когтями (особенно на первом пальце). Следы, возможно принадлежащие акрокантозавру, были обнаружены в раннемеловых отложениях Пэлукси, в Техасе, вместе со следами завропод, судя по следам, хищник преследовал стадо.
Acrocanthosaurus tenontosaurus
Акрокантозавр вполне мог атаковать и взрослого завропода средних размеров, особенно если жертва была больна или ослаблена, не исключено, что акрокантозавры могли охотиться стаями. Многочисленные останки зубов, возможно принадлежащих акрокантозавру, известны из Оклахомы, Аризоны, Техаса, Юты и Мэриленда. Это был верховный хищник так называемой формации Кловерли.

В культуре

Акрокантозавры являлись отрицательными героями романа Роберта Бэккера "Краснокожая хищница", прогоняя своим присутствием семью ютарапторов на юг, в горы.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Acrocanthosaurus

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики